Эксперт СКИ РАНХиГС Нина Данильян.
Новые меры в транспортной отрасли, объявленные правительством и запланированные к реализации до 2030–2035 гг., формируют долгосрочный задел для технологического суверенитета. Ключевой акцент сделан на переход к отечественному ПО (с долей 90% к 2030 году), внедрение ИИ, развитие инновационных материалов, поддержку автопрома и запуск водородных поездов. Я считаю, что это не просто реакция на санкции, а попытка выстроить собственную конкурентоспособную экосистему, способную экспортировать решения в страны СНГ и БРИКС.
Цифровизация, на мой взгляд, является сердцем реформ: создание «Белой книги» по ИИ и проекты индустриальных центров компетенций под руководством РЖД, «Аэрофлота» и других игроков выглядят как шаг к формированию стандартов и независимой экосистемы. Если эти проекты реально снизят издержки на 10–15% и позволят привлекать партнеров вроде Китая и Индии, Россия сможет не только заместить иностранные технологии, но и заработать на экспорте. В то же время я считаю, что риски киберугроз и нехватки инвестиций могут стать серьезным ограничителем.
Поддержка автопрома через льготные программы на десятки миллиардов рублей — шаг правильный, потому что без стимулирования спроса рынок может «просесть». Но, как мне кажется, рост цен на автомобили на 5–7% ежегодно может свести эффект на нет, если не будут найдены механизмы удержания доступности.
Экологическая повестка, включая водородный поезд ТМХ, выглядит впечатляюще: запас хода более 400 км и сокращение выбросов на 30–40% — это серьезная заявка. Однако, по моему мнению, высокая стоимость и необходимость инфраструктуры пока ограничивают масштабирование. То же самое касается дирижаблей, вакуумных поездов и экранопланов из концепции Минтранса до 2035 года: звучит футуристично, но это скорее стратегия «на вырост», чем близкая реальность.
Особенно мне импонирует разработка новых материалов для тормозных колодок: такие прикладные инновации приносят реальную экономию уже сейчас (до 20% на обслуживании) и повышают безопасность. Это показывает, что параллельно с большими стратегиями делаются и практичные шаги.
Данные инициативы могут дать 1–2% роста ВВП за счет цифровизации, экспорта технологий и устойчивости. Но успех будет зависеть от того, насколько государство и бизнес смогут совместно преодолеть риски — от кибербезопасности до дороговизны новых технологий. Россия делает ставку на то, чтобы быть не просто транзитным хабом, но и технологическим лидером в транспорте.