ОНА ЛЮБИТ И ПОНИМАЕТ ВСЕХ

Версия для печати

Автор — Вера ЛЬВОВА

Фото автора

Если бы провели конкурс на самую мудрую, порядочную, щедрую, позитивную, весёлую, терпеливую, выдержанную и светлую личность, то, без всякого сомнения, лидером стала бы Азра Магомедовна  Гинбатова, директор Комсомольской школы. При первом же знакомстве с ней сразу на ум приходят слова Фёдора Достоевского: «Гениальная черта человека — его весёлость».

Психологи доказали, что чувство юмора присуще не всякому человеку, а даётся свыше, как и талант. К примеру. Я приехала в школу, когда там полным ходом шёл субботник. Азра Магомедовна трудилась с вдохновением и в первых рядах. Она меня встретила со светлой и счастливой улыбкой, дескать, хорошо придумали в районной администрации еженедельно проводить субботники, а то она в школе пропадает допоздна и совсем не дышит свежим воздухом, вот и выход из положения… субботники. Да и территория школьная  в полном эстетическом порядке.

Или ещё пример. Я ей рассказала историю с моей внучкой. Я работала за компьютером, когда в дверь моей комнаты постучала четырёхлетняя Елизавета и попросила у меня цветные карандаши. Я  их быстро нашла и ей отдала. Через десять минут опять стук в кабинет. На сей раз понадобился ластик. Затем еще пару раз Елизавета стучала в мою комнату с вопросами: «А у тебя есть то-то…?» Я её притянула к себе и уверенным голосом, членораздельно сказала: «Елизавета, запомни: я очень богатая, у меня есть все: и карандаши, и ластики, и краски, и бумага».

Через какое-то время Елизавета гостила у второй бабушки, у которой три огромные квартиры с квартирантами. Когда внучка обратилась к ней с просьбой дать ей краски и кисточки, та ответила, что у нее их нет. Елизавета изумилась: «Значит ты бедная, а Вера –богатая, у нее есть всё!» Мы с Азрой рассмеялись, и в этот момент раздался стук в дверь. Зашла вожатая и обратилась к директору с вопросом: «Азра Магомедовна, у Вас есть скотч?» Гинбатова уже приготовилась ответить отрицательно, но взглянула на меня и со смехом сказала вожатой:  «Запомните, я очень богатая, у меня есть всё, даже скотч». И мы дружно рассмеялись.  И таких смешливых моментов было много.  Она на ходу  ловит любую информацию и тут же легко применяет её в жизни.

Вторая черта  её характера – щедрость. Не показная, не лицемерная, а искренняя. О ней можно уверенно сказать, что отдаст последнюю рубашку. Да и сын у неё такой. Магомед учится в Москве и все, кто нуждается в материальной поддержке, обращаются к нему. И он никому никогда не отказывает.

Третья черта в характере Азры Гимбатовой – мудрость. Был такой случай. Приехали проверяющие из министерства образования. Азра Магомедовна водила их по школе. И вдруг два подростка при них стали драться. Драчунов развели по сторонам, а директор, стараясь не выдавать своих сильных эмоций, велела  идти им в класс, дескать, чуть позже она поговорит с каждым из них в отдельности.

А проверяющим объяснила ситуацию так: «Саид (назовём зачинщика драки этим именем) из многодетной семьи, он дома не получает нужного понимания, да и старшие братья его постоянно шпыняют, а в школе он хочет привлечь к себе внимание, провоцирует, будто мстит окружающим за свои неудачи, за нелюбовь к себе. Он агрессивен, поэтому сверстники не хотят иметь с ним никаких дел, а это его обижает. Ему трудно жить в коллективе, он специально обостряет ситуации, ведёт себя настоящим психом, и этим самым как бы зарабатывает себе репутацию бешенного, ненормального. Это и есть нестандартный ребёнок ».

После я узнала, как повела себя с этим нестандартным подростком Азра Магомедовна. Она его одного оставила в своём директорском кабинете, усадив за стол и предварительно налив ему чаю, положив на тарелку сладости.  Она сослалась на неотложные дела, дескать, ты пока попей чая, успокойся, а потом мы с тобой по-родственному поговорим».

Азра Магомедовна старается всегда обходить острые углы, она ведёт себя со всеми, как мудрый и понимающий психолог. Часто вспоминает слова великого педагога  Василия Сухомлинского: «Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Талант воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу». Она прекрасно знает, что школе нужен учитель, способный понимать, принимать внутренний мир ребёнка, стремящийся строить взаимоотношения на основе диалога, обладающий умением обеспечить эмоциональное благополучие учащегося в учебно-воспитательном процессе  школы. И Антон Макаренко подчёркивал необходимость для учителя овладеть техникой педагогического мастерства и общения. Он писал: «Нужно уметь читать на лице ребёнка… Я сделался настоящим мастером  только тогда, когда научился говорить: «Иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». Василий Сухомлинский тоже  много писал об учительском крике: «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы». Слово педагога должно «успокаивать». Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, полновесным, чтобы не было обесценивания слов, а наоборот – чтобы цена слова постоянно возрастала».

Азра Магомедовна, зная все эти тонкости воспитания детей,  творчески подходит к анализу разных ситуаций и принятию решений, основываясь на умении педагога принимать роль другого – ученика, родителя, коллеги. Общий язык с детьми – это язык доверия. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

Откуда в ней эти черты характера? Кто в их семье передал их ей? Всё начинается с младенчества. В семье Гимбатовых постоянно говорят о Патимат Малламагомедовне. Её давно нет с ними, а разговоры постоянно ведутся  вокруг неё. Её при жизни нежно звали  Колоса Пати. При воспоминании о ней  никто не грустит, а, напротив, все наполняются божественным светом, лица светлеют, морщинки разглаживаются, а голоса становится певучими.

О Патимат Малламагомедовне каждый из членов семьи рассказывает свои истории.

Одни вспомнили, как она взяла на воспитание сироту, несмотря на то, что время было тяжёлое и голодное, а ведь растила она двоих сыновей без мужа. Муж погиб на Великой Отечественной войне. Другие рассказали такую историю. Ранним утром Патимат между двумя домами сыновей забила колышки и стала протягивать сетку. «В чем дело? Что случилось?»  — всполошились сыновья. «А в том, — спокойно разъяснила ситуацию мать, — что ваши жёны, а мои невестки, перестали обрабатывать землю, перекладывая эту работу друг на друга. Теперь-то им не на кого будет сваливать свою работу…» Третьи вспомнили, что у неё был дар сказительницы. Она часами рассказывала детям, внукам и правнукам о сказочном крае — родном селе Колоб. Её повествование запомнили все, кто её слушал.

«Однажды люди услышали неясный пугающий гул, — завораживающе говорила она, — а исходил он  из груди земли. Затем из большой расщелины появилось огромное дымовое облако. Люди восприняли его как знак —  разгневанная на людские распри Аждаха  высказала своё возмущение.  А дело в том, что селение Колоб называли «Малый Индирей», и он славился богатыми урожаями. Жители села Игали соседям очень завидовали, и зависть толкала их на драки и разборки, даже кровопролития. Спорили из-за земли жители двух селений постоянно. И вот однажды аварский хан отправил своего представителя  Нуцалу для выяснения всех спорных обстоятельств. На границе двух селений собрались люди. Не пришёл на собрание лишь предводитель колобцев, отличавшийся гордым нравом и высокомерием. За ним послали его односельчанина. Услышав  о том, что его ждёт некий советник хана Нуцал, глава колобцев высокомерно ответил: «Мою жену тоже зовут Нуцалай. Она меня всегда ждёт – пусть и этот  Нуцал подождёт». После такого ответа оскорблённый Нуцал разрешил земельный спор в пользу игалинцев. И большая территория плодородных земель была передана жителям Игали».

Патимат о своём роде знала всё. Запомнились её рассказы о знаменитом предке Сурхае – сподвижнике имама Шамиля. О переселении колобцев в мае 1944 года в Чечено- Ингушетию. Переселили в болотистые места, где возделывать поля было сушим адом. Пахали и сеяли вручную. Строились и обживались как могли. Патимат проводила мужа на войну, а вскоре получила похоронку. Работала  звеньевой и бригадиром полеводческой бригады. Была награждена медалью  «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Помимо того, что ударно трудилась в колхозе, держала дома скотину, кроме двух сыновей и больной матери, в её доме жили два племянника – сироты.

Потом они переехали в село Комсомольское в Кизилюртовский район. Заново строили дома, работали в совхозе. Воду носили с канала, с полей таскали камни под фундамент домов.

Воспоминания продолжились. Вспомнили и о таланте  целительницы. Как-то из Унцукуля привезли очень больную женщину, прикованную к постели. Врачи оказались  беспомощными… Патимат внимательно осмотрела больную и принялась массажировать пальчики её ног. После нескольких сеансов женщина встала на ноги, и с того дня каждый год приезжала к Малламагомедовне.

Добрые вести тоже имеют крылья. Зная о  чудодейственной силе рук Патимат, больные и несчастные люди приезжали в дом Гимбатовых из разных отдалённых уголков Дагестана.

Она помогала всем и при этом лечила их без всякой платы. Когда кто-то из близких упрекал её, дескать, себя не жалеешь, делая всем добро, не зная отдыха, ни дня без посетителей, на все эти разговоры и упрёки Патимат мягко, без раздражения говорила, что Всевышний ей даёт взамен силу и энергию. Она прожила восемьдесят три года. Умерла на рассвете тихо, никого не побеспокоив. 

Оцените статью
Официальный сайт Администрации МР "Кизилюртовский район"