Ребёнку нужны положительные разрешения

Есть такие люди, которые получают радость от всего, что они делают, с кем встречаются, о чём думают. Именно к таким относится и Наида Хайрулаевна Абдулхаликова, учитель начальных классов, заместитель директора  Зубутли-Миатлинской гимназии.

38 лет назад она окончила Буйнакское педагогическое училище и с тех пор занимается любимым делом. Почему стала учителем? Мама у Наиды Зазай Магомедовна Мамаева  была для неё примером и авторитетом. Она и привела за руку свою миниатюрную дочь в  родное училище, а вскоре та и в педагогический институт поступила.

У Зазай Магомедовны такая интересная судьба, что Наида  Хайрулаевна даже планирует написать о ней книгу.

Когда она начинает рассказывать о матери, первые воспоминания — это плохо одетые, сопливые, в прямом смысле, простуженные мальчишки в портянках, которые постоянно приходили в их родительский дом. И всегда полуголодных, полуодетых детей  здесь встречали  радушно: кормили, лечили, одевали. Такой сострадательной, отзывчивой запомнилась ей мать.

Как Наида Хайрулаевна оказалась в Зубутли-Миатли?  А это, оказывается, родное село матери, там жили её родственники.

Наиде было девятнадцать лет, когда она в первый раз зашла в класс и поздоровалась с малышами. Учительский коллектив принял её сразу.Она быстро поняла, что личность учителя развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от духовных и материальных условий его жизни и деятельности, но прежде всего – в процессе педагогической деятельности и педагогического общения.

В  первом «б» классе было тридцать детей, до сих пор помнит их всех поимённо. Наида очень музыкальный человек, поэтому сразу взялась за организацию художественной  самодеятельности, и это сильно сплотило детвору. Будучи студенткой, она сама играла на саксофоне в духовом оркестре и красиво пела аварские песни. И там же познакомилась с поэтом Расулом Гамзатовым. Первую встречу с ним помнит во всех подробностях: тогда она в оркестре играла лезгинку, а он азартно танцевал.

— Дети тонко чувствуют, с каким лицом, с каким настроением, с какой душой учитель заходит в класс, — охотно делится своими мыслями Абдулхаликова, — и даже в какой одежде. Настигло меня горе – умер муж, долго ходила я в школу в чёрном платье. Однажды ко мне обратилась моя ученица с просьбой  поменять платье. А недавно я прочитала статью: «Факторы для получения качественного образования» и там написано: « Поза, осанка, тембр голоса, одежда, особенность речи учителя очень сильно влияют на получение и закрепление знаний детьми».   Мои ученики обо мне знают многое. Знают, что я педантична, люблю во всем порядок. И все начатые дела довожу до логического конца.

Но всё же своей главной задачей Наида Хайрулаевна считает нравственное воспитание детей. В её сплочённом классе все друг за друга горой. Лидеров и изгоев она отвергает. Дети, прежде всего, должны научиться сочувствовать, дружить. Недавно заболел один ученик, и пока он не выздоровел,  его каждый день  навещали  одноклассники.

Большое значение учитель придаёт  культуре родного края – это немаловажно в воспитании молодежи. Разве в словаре  не написано, что культура  от слова культивировать. Необходимо культивировать не только землю, а в первую очередь детские души. Сеять в них любовь, доброту.

Учитель Абдулхаликова особо обращает внимание на незначительные эпизоды, происходящие в классе. Она знает о своих учениках почти всё.

Рассуждать на тему, что первично: обучение или воспитание,  Наида Хайрулаевна начала с теоретических выкладок.

— Всё закладывается в семье, — уверенно поделилась она своими наблюдениями. — В первые три года поведение и мысли ребенка программируются в основном матерью. Эта программа и формирует первоначальный каркас его сценария, относительно того, кем ему быть, каким человеком.

Опытный учитель может даже предвидеть, какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастным, станет  победителем или  неудачником. План на будущее составляется в основном по семейным инструкциям. Приведу пример. Трёхлетний малыш стал ходить в садик. Он аккуратно и осторожно обращается с игрушками, поиграв, всё убирает на место. Пообедав, складывает в стопку посуду, отодвигает кружку с края столика, с тем, чтобы она случайно не разбилась. Воспитатель делает вывод: растет хозяин и ответственный человек. К нему и отношение будет уважительное. Так  же и в школе. Увидев, что в класс зашла техничка, этот мальчик начнёт поднимать стулья на парты с тем, чтобы помочь женщине быстрее помыть полы. Он наблюдателен и отзывчив.

Психологи утверждают, что хотя сценарный итог предписывается родителями, однако он будет недействительным до тех пор, пока не будет принят самим ребёнком. А как сделать так, чтобы он воспринимал желание родителей как команду? Чаще всего детские решения, а не сознательное планирование в зрелом возрасте определяют судьбу человека

 К сожалению, программирование в основном происходит в негативной форме. Родители забивают головы детей ограничениями: «Так не делай, это нельзя! Ты упадешь, ты поранишься! Тебе это не дано!»

Но иногда дают и разрешения. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам (они неадекватны), тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Разрешения не приводят ребенка к беде, если не сопровождаются принуждением.  Истинное разрешение — это простое «можно». Но надо помнить, что  разрешение не имеет ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения — это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами.

Помнится случай, когда шестилетний мальчик, оставленный в двухэтажном доме с годовалым братом, почувствовав запах дыма, попытался открыть дверь. Но она была закрыта на ключ. Тогда он разбил окно, затолкал в рюкзак сонного братика, и  по карнизу спустился вниз. Когда  пожарного спросили, как он сумел это совершить, тот ответил: «Ему никто не сказал, что он не может это сделать», то есть ему было разрешено спастись самому и спасти своего братика.

Ребёнка, обладающего подобным разрешением, видно сразу, так же как и того, кто связан всевозможными запретами. Если родители своему малышу говорят, что он смелый, то есть ему разрешают быть смелым. А девочке постоянно напоминают, что она красавица, то она вырастит настоящей красавицей. Здесь ведь дело не в анатомии.  Если же родители видят в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери — уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.

Не надо своему ребёнку объявлять войну — в таком сражении не выигрывает никто, а проигрывают все. И даже если ребёнок с довольным видом, не приступив к урокам и не убрав раскиданную одежду, сел за компьютер, то он проиграл — потому что не научился ответственности, аккуратности, не выучил важную математику. И если родитель, от души наорав на ребёнка и даже дав подзатыльник, смог заставить ребёнка подчиниться и сесть за уроки, то он тоже проиграл: он потерял кучу времени, сил, нервов на пустячную ситуацию. И ещё они потерпели совместное поражение:  любовь, доверие, уважение и радость  основательно пострадали.

Не зря ведь говорится, что все в мире зеркально, все возвращается: добро и зло, ненависть и любовь. Наида умеет любить, и быть благодарной. Тем  же ей отвечают дети.

-Приближается День матери, и на своих уроках я стараюсь в первую очередь научить ребенка внимательно и трепетно относиться к своим родителям. Спрашиваю у них, говорят ли они своим близким: «С добрым утром!», «Спокойной ночи!», «Мама, как у тебя дела на работе?», интересуются ли их самочувствием,  готовят ли им ужин, делятся ли с ними своими секретами и тайнами? Так же я воспитывала и своих детей.

Когда ребенка воспитываешь в любви и терпении, он, впитавший нежность и любовь, уже сам несет к людям такие же прекрасные чувства и непременно становится счастливым. От счастливых и любящих родителей рождается такое же счастливое и любимое поколение. Как аукнется, так и откликнется.

Если учитель сам несчастлив, чувствует себя загнанной лошадью, он никогда не сумеет научить своих учеников быть счастливыми.

Самое важное в воспитании — это не навредить, не сделать больно маленькому человеку.

 

Вера Львова, председатель Союза детских писателей России

 

 

 

 

 

 

Оцените статью