ШКОЛЕ ИЕРАРХИЯ НЕОБХОДИМА

Я шла по школьному коридору, навстречу мне буквально плёлся плачущий первоклассник. Я в два прыжка оказалась с ним рядом и встревожено спросила: «Что случилось? Кто тебя обидел?»
— Я к маме хочу! – размазывая слёзы по щёкам, — еле проговорил он.
— А если ты, повзрослев, пойдёшь родину защищать, ты тоже будешь плакать и звать маму? – неожиданно для себя оторопело спросила я его.
Он задумался.
Именно об этом я и начала разговор с учителем географии, психологом Нечаевской школы № 1 Саният Магомедовной Абдулхабировой, имеющей 23-летний педагогический стаж.
— Сразу понятно, что ребёнок не посещал детский сад, — начала рассуждать Саният Магомедовна, — а родители не научили его общению. Нельзя забывать, что человек с незапамятных времён – существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь – начиная со знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством…).
Искусству общения, особенно со сверстниками, несомненно, необходимо учиться с детства – никакая семья, никакие няньки, бабушки, дедушки не в состоянии заменить детский сад, школу. Нежелание ребёнка идти в школу –не трагичное явление. Первый школьный год –самый трудный для ученика, ведь его жизнь меняется: приходит труд и новые обязанности. Взрослым нужно набраться терпения.
— В таких ситуациях, что должны сделать родители?
— Первое, что они должны сделать – это растолковать первокласснику, что его страх – дело обычное. Рассказать, как сами боялись идти в школу и какими смешными потом казались вам эти страхи и волнения. Нужно больше шутить и искренне смеяться вместе с ним.
Объяснить ребёнку, что учителя – это люди, которые много знают и многому его научат.
Рассказать о школьных товарищах, с которыми многие годы дружите, что одноклассники – его новые друзья. С первых дней учёбы нужно сблизить детей: предложите своим детям угостить одноклассников сладостями. Подскажите игры, в которые ребёнок сможет поиграть с новыми друзьями на перемене или после уроков во дворе. Пригласите его одноклассников в гости в выходной день, познакомьтесь с их родителями. Словом, поощряйте новые знакомства и всегда дружелюбно принимайте друзей ребёнка дома, займите их играми, полезными занятиями.
Если у ваших детей есть какие-либо увлечения, постарайтесь развивать их дальше, запишите его в школьный кружок – это позволит объединить общие интересы и увлечения детей, сблизит и сдружит их.
Разговаривайте со своими детьми на равных. Относитесь к ним как к личностям, искренне гордитесь их успехами, и тогда они и в самом деле станут успешными. Ваши дети всегда должны быть уверены в том, что не останутся без вашей поддержки. Знайте, что ваше терпение, понимание, доверие заставят ребёнка подрасти в собственных глазах, помогут пережить любую неприятность и справиться с любыми трудностями.
— Мне не очень понятно: плакать или не плакать ребёнку?
— Конечно, плакать, слёзы помогают человеку выразить свои чувства, освобождают от загнанных внутрь негативных эмоций, облегчают душевную боль. Психолог Елена Станковская объясняет это состояние так: «Ребёнок плачет, ему плохо, надо что-то предложить, чтобы его действия не заслоняли от чувств, а помогали их выдерживать, давали энергию для переработки тяжёлых эмоций. Когда у человека наступает горе, у него образуется «бочка слёз», а слёзы – способ пережить горе. Если быстро высушить эту «бочку», она перестанет человека отягощать, а если плакать по чуть-чуть, то придётся долгое время носить её в себе. Но если вообще не плакать, то «бочка» будет прикована к нему навсегда. Поэтому плакать можно и нужно. Слезами горю поможешь.
— Некоторые дети плачут даже из-за плохих оценок, почему они плохо учатся?
— Проблема отставания от учебной программы – это проблема нашего времени. Усложняется жизнь, повышаются требования к школьнику, иметь гениального ребёнка стало таким же необходимым атрибутом семейного престижа, как дорогая машина. Программы с повышенной сложностью далеко не всем детям под силу, но родители этого не понимают, им нужны отличные оценки. Школьника неуспех порождает неуспех. Если ребёнок здоровый, значит, у него страх перед учительницей и одноклассниками. Перестаньте его постоянно одёргивать, кричать на него, оскорблять. Ежедневно занимайтесь в доброжелательном тоне. Поддержите, подбодрите, если у него что-то не получается. Расскажите какую-нибудь историю, как вы в детстве тоже чего-то не умели.
Главное, в начальной школе не отбить у ребёнка стремления к творчеству, желания самореализовываться. А двойки… Ничего в них трагичного…
— Саният Магомедовна, я прочитала ваше «Личное письмо начинающему педагогу-психологу», в котором вы пишете, что некоторые дети не хотят учиться, у них нет стимула и их необходимо направлять и мотивировать на такую учёбу, которая была бы им в радость, а не в нагрузку. Известный директор московский школы Ямбург пишет так: «Многие педагоги считают, что нужно идти вслед за потребностями ребёнка, советоваться с ним, как выстаивать школьный процесс… Врач, который делает операцию, не советуется с больным… Я не против идти за осознанными потребностями ребёнка, только весь вопрос в том, насколько они осознанны. Жизнь – не игра. А учение – это тяжёлый труд. Доктор СПоК, который проповедовал безграничную любовь и ненасилие в педагогике, к концу жизни отказался от своих взглядов. Ибо количество истериков и невротиков, которое получило общество благодаря его воспитанию, не поддаётся исчислению. Выходя из школы, её выпускники сталкивались с жестокой конкурентной жизнью и впадали во фрустрацию, разочарование. Если говорить о другой школе, о школе-казарме — это страшное явление. Но школа без руля и без ветрил ещё хуже. Школе нужны не демократия и не авторитаризм. Ей нужен аристократизм. Благородное чувство дистанции. Школа и общество не существуют без иерархии. Уважение к учителю, педагогическому коллективу, понимание, чем и кому ты обязан, безусловно, требуется».
— А как обстоят дела в вашей школы?
— В нашей школе ведётся системная работа с одарёнными детьми. Особую роль в этом направлении играет личность нашего заместителя директора по воспитательной работе Раисат Мухтаровна Пирсиханова, которая подаёт яркий пример служения школе, её традициям. В нашем учебном заведении постоянно проводятся различного рода общешкольные мероприятия по раскрытию индивидуальных способностей учащихся.
Я составила диагностическую базу педагога-психолога, которая позволяют организовать комплексную диагностику ребёнка во всех возрастных этапах развития.

 

Вера ЛЬВОВА, председатель Союза детских писателей России

 

Оцените статью
Официальный сайт Администрации МР "Кизилюртовский район"