ТЕХНОЛОГИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В научных источниках Патриотизм определяется как исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.

В историческом плане Патриотизм — одно из самых изначальных, базовых, имеющих корни на уровне подсознательного, чувства. Как говорится, с молоком матери передаётся, или должно передаваться. Патриотизм — это значит любить все свое, но не значит ненавидеть другое.

У подрастающего поколения должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм – преемственность, нить, связующая разные поколения между собой. Воспитание гражданина, патриота своей Родины, во все времена являлось приоритетной задачей государства и в настоящее время оно особенно актуально, так как мы в последние 30 лет распада и поиска нового истратили самое ценное, что у нас было — связь поколений, преемственность, вообще понятие патриотизм.

Возрос уровень информированности молодежи за счет развития Интернета и появления многопартийной системы, создающих определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма. У современной молодежи отсутствует школа патриотического воспитания, которая была у их родителей и дедов.

Это обязывает нас разрабатывать новые подходы, методики, технологии патриотического воспитания. Патриотическое воспитание — это управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.

Необходимо использование различных сочетаний традиционных и нетрадиционных педагогических методов и форм организации педагогического взаимодействия, педагогических технологий (игровых, технологии саморазвития, самоопределения и прочих, обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе.

Если мы все будем ждать, пока из нас кто-то сделает патриотами, ничего у нас не получится. Необходимо и самовоспитание, которая формируется в семье, на улице и в клубах, т.е. нужна системная работа. Существует множество направлений патриотического воспитания, которые могут быть использованы в образовательном учреждении:

  • Краеведческо-поисковое. Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел.
  • Литературно-музыкальное. Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.
  • Экскурсионно-туристическое. Воспитание потребности в изучении родного края, района, области.
  • Физкультурно-оздоровительное. Возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами.
  • Экологическое. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родного края.
  • Работа с семьей. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя, изучение родословной, истории семьи.
  • Предметное. Воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы. Каждый регион, район, селение, поселение на местах должны разработать методику патриотического воспитания с учетом того что, есть у них, применительно к тому, где живем.

Реализация данных направлений неразрывно связаны со следующими формами деятельности:

  • выполнение исследовательских работ по краеведению;
  • организация поисковой работы;
  • волонтерская, добровольческая, «тимуровская» работа;
  • проведение встреч с известными людьми, героями;
  • изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
  • организация детских творческих конкурсов, театров, кружков и т д.

Это все надо делать на постоянной основе — как говорят наши мудрые предки, вода камень точит. Для реализации необходимы условия, которые мы можем на местах создавать сами, а есть те, которые решаются на уровне муниципалитета, региона и на федеральном уровне.

Самое главное условие – это кадры. Кто это будет реализовывать? Педагогам необходимо пройти повышения квалификации по патриотическому воспитанию. Историк В. Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».

Трудно переоценить вклад ветеранских организаций в патриотическом воспитании молодежи, так как прожитая жизнь им отвела роль наставников и вдохновителей. Мы смотрим фильмы, читаем книги, ходим в музеи, слушаем передаваемые из уст в уста рассказы и легенды — и так воспринимаем историческую героику. А ветераны – это живые примеры героического настоящего и на своем примере они могут показать патриотизм, гражданственность и беззаветное служение Родине.

Сложилось отеческое отношение к подрастающему поколению ветеранов, которые хотят, что бы их наследие, для которого они и их сослуживцы не жалели ни пота, ни крови, ни жизни, перешло в надежные руки, как родители передают всё своим детям. Это связано и с тем, что ветераны, тем самым, хотят сохранить память о тех, кто не вернулся с поля боя.

Что конкретно делаем мы?

  1. Организация и участие уроков мужества, открытых уроков «Разговоры о важном», «Диалоги с героями».
  2. Организация мемориальных турниров, военно-спортивных игр «Ворошиловский стрелок», смотры патриотической песни, «Зарница».
  3. Организация Всероссийских и республиканских творческих конкурсов рисунков и сочинений «Память сильнее времени».
  4. Автопробеги, посвященные памятным датам и в поддержку участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и участников СВО.
  5. Организация и участие в гуманитарных проектах в поддержку участников СВО и жителей Донбасса – «Письмо солдату», «Посылка солдату», «Собираем детей в школу», «Письмо матери».
  6. Увековечение памяти участников СВО и ветеранов боевых действий.
  7. Организация выездов во время летних каникул в лагеря отдыха.
  8. Реализация принципа «Триединства»: «Юнармия» — «Волонтерская рота» — «БОЕВОЕ БРАТСТВО».
  9. Реализация проектов «Наставники молодежи», «Помощь трудным подросткам», «Твоим именем назовем», «Герои рядом с нами», «Поисковая деятельность», «Музеи «БОЕВОГО БРАТСТВА».

Это конкретные направления, которые ветераны «БОЕВОГО БРАТСТВА» могут реализовать в образовательных организациях и учреждениях.

 

Мусашейх Салманов,

руководитель Дагестанского отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА».

 

Оцените статью
Официальный сайт Администрации МР "Кизилюртовский район"