В Кизилюртовском районе организовали семинар для широкой публики по вопросам медицинской реабилитации школьников

 

27 апреля в администрации Кизилюртовского района для педагогов и медработников сельских поселений был проведен семинар на тему «Актуальные вопросы реабилитации детей школьного возраста с опорно-двигательными и неврологическими заболеваниями». Стоит подчеркнуть, что мероприятие, организованное республиканской детской больницей восстановительного лечения совместно с центральной районной больницей и администрацией муниципального района, вызвало большой интерес, прежде всего, у педагогов сельских общеобразовательных школ, конференц-зал администрации района еле вместил всех желающих. Вела семинар Заслуженный врач РД, врач высшей категории, главный врач РДБВЛ Салихат Омарова. (Республиканская детская больница восстановительного лечения находится в Махачкале по адресу: ул. Нахимова, 16).

Тон семинару задал компетентный доклад заведующего кафедрой медицинской реабилитации ДГМУ, главного внештатного специалиста по медреабилитации Минздрава РД, кандидата медицинских наук Омара Омочева. Он проинформировал участников семинара об организации медицинской реабилитации на различных этапах в Дагестане и, в частности, в городе Кизилюрте, рассказал о сущности, недостатках и перспективах этого важного направления работы в системе здравоохранения республики. Омочев заверил слушателей, что с 2021 года произойдет разделение детской и взрослой реабилитации, в центрах и отделениях по детской реабилитации появится врач по физической реабилитационной медицине. Указал на необходимость обязательного введения в программу реабилитации лечебной физкультуры.

 

Салихат Омарова, поблагодарив администрацию Кизилюртовского района и главу района Магомеда Шабанова за организацию данного семинара, обратила внимание его участников на необходимость повышения реабилитационной культуры родителей. Она обосновала важную роль не только учителей в организации реабилитационного процесса наряду с врачами, но и родителей. Родители должны знать, что они играют не просто важную, а первостепенную, даже уникальную роль в реабилитации детей. При этом все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, нуждаются как в психологической поддержке, так и в педагогической помощи. «Уровень реабилитационной культуры зависит от уровня образования родителей, их собственной воспитанности, индивидуальных особенностей и накопленного жизненного  опыта». – заявила Омарова.

Заведующий отделением ортопедии РДБВЛ Магомед Далгатов подробно осветил тему «Сколиоз – проблема современности, задача для врачей и педагогов» — от причин появления и первых признаках болезни до методики лечения и реабилитации.

Заведующая отделением неврологии РДБВЛ Гульжанат Ибрагимгаджиева раскрыла основные принципы лечения вегето-сосудистой дистонии и последующей реабилитации, как самой частой патологии детей и подростков.

Педиатр центральной больницы Кизилюртовского района Марият Халидова ознакомила слушателей с результатами оказания реабилитационной помощи детям школьного возраста, за прошлый год и первый квартал 2019 года. «В штатном расписании ЦРБ предусмотрена одна ставка врача-физиотерапевта, работают также 6 медсестер по физиотерапии и 3 медсестры по массажу, — сообщила она. — В 2018 году осмотрено 20922 ребенка, в том числе 9972 школьника. За год реабилитационное лечение амбулаторно прошли 2879 человек. Основные виды патологий у детей связаны с  опорно-двигательными и неврологическими заболеваниями. Всего инвалидов – 692, из них 134 по неврологии (из этого числа 42 – это церебральный паралич)».

Ассистент кафедры медицинской реабилитации с УВ ДГМУ, главный врач Центра Бубновского в Махачкале Шахбан Гаджиев остановился на профессиональных тонкостях определения плоскостопия у детей и методах лечения с последующей медицинской реабилитацией. Его информация была выслушана аудиторией предельно внимательно.

Заместитель главы администрации района Ибрагим Муталибов, начальник Управления образования района Рустам Татарханов и начальник отдела культуры, физкультуры и спорта, туризма и молодежной политики администрации района Магомедгаджи Кадиев поблагодарили гостей из Махачкалы за полезный семинар для кизилюртовцев.

 

Пожалуй, необходимо напомнить, что реабилитация в педиатрии имеет свою специфику в силу особенностей детского организма. Последствия многих заболеваний, дефекты развития существенно нарушают адаптивные способности детского организма, не позволяя считать такого ребенка вполне здоровым. Восстановление здоровья заболевшего ребенка во всех аспектах, в том числе и функциональном, должно быть в центре внимания врача-педиатра.

Реабилитация в педиатрии — четко очерченный этап в стройной системе детского здравоохранения. Начинается он с момента возникновения заболевания, травмы или дефекта развития и заканчивается восстановлением физического, психического и социального благополучия при отсутствии или стойкой компенсации патологических отклонений морфологического или функционального характера.

Местом осуществления реабилитационных мероприятий в педиатрии являются все учреждения здравоохранения и просвещения, а также семья ребенка, обеспечивающие восстановление его здоровья на определенном этапе. Медицинская реабилитация проводится, как правило, в нескольких учреждениях. Из них наиболее важное значение имеют родильный дом (родильное отделение); детская поликлиника (амбулатория, консультации); стационар; реабилитационные отделения; специализированный диспансер; санаторные отделения больницы; специализированный детский санаторий; оздоровительный лагерь санаторного типа; детские ясли, ясли-сад; школа, школа-интернат.

Kомплексное применение разнообразных средств реабилитации в соответствии с планом восстановления здоровья и функциональной полноценности заболевшего ребенка требуют особого подхода к вопросам организации и методики. Отечественный и зарубежный опыт восстановительного лечения имеет ряд основополагающих положений: реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, а также имеющего налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями;

— реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя естественную и органическую часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение;

— процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто максимальное восстановление здоровья ребенка;

— реабилитация на каждом этапе носит комплексный характер;

— индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применения средств учитывающих особенности личности ребенка и своеобразие патологических и функциональных изменений;

— конечная цель реабилитации — возвращение ребенка к обычным для него условиям жизни, учебы, а при необходимых изменениях — адаптация к новым условиям жизни.

Ребенок, возвращающийся после обычного лечения в детское учреждение или домашнюю обстановку, не может без затраты определенных усилий быстро адаптироваться к условиям, казалось бы, привычной для него жизни. Эти усилия не всегда приводят к успеху, и в ряде случаев возникает рецидив заболевания или новое заболевание. Следовательно, для полноценного восстановления здоровья ребенка нужна качественно новая организация лечебно-реабилитационных мероприятий с широким использованием лечебно-охранительного режима, диетотерапии, фармакологии, лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии, психотерапии.

Весь процесс реабилитации больного ребенка можно разделить на три этапа: клинический, санаторный и адаптационный.

Первый этап — клинический (стационарный). На этом этапе обеспечивается не только восстановление функции пораженных систем, но и подготовка организма ребенка к следующему этапу реабилитации. Для решения этих задач используются фармакология, диета, ЛФK, массаж, физиотерапия. Большое значение, в зависимости от степени и характера заболевания, имеет диета. Разгрузочная — в остром периоде, витаминная, калорийная и легко усвояемая — в период выздоровления. Первый этап реабилитации оценивается по биохимических показателям, ЭKГ, функциональным показателям.

Второй этап реабилитации — санаторный. Он имеет решающее значение для нормализации функции пораженной системы наряду с восстановлением функций других органов и систем. Особое внимание уделяется расширению физической и психической деятельности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Этот этап реабилитации больного ребенка проводится в специализированном санатории. Основное внимание уделяется диете, закаливающим процедурам, физиотерапии, ЛФK.

После санаторного лечения функциональные показатели нормализуются. Успешность реабилитации определяется положительной динамикой роста и развития ребенка. Существенную роль в оценке результатов санаторного лечения играет наличие у ребенка положительных эмоций, хорошего самочувствия, нормального сна и аппетита. Показателем завершения санаторного этапа реабилитации надо считать отсутствие клинических, рентгенологических и иных признаков патологического процесса.

Третий этап реабилитации — адаптивный. На этом этапе достигается нормализация функциональных показателей, характерных для данного возраста, обеспечивающих возврат ребенка к обычным для него условиям жизни и учебы. Адаптационный этап реабилитации может проводиться и в специализированном центре. Содержание реабилитационных мероприятий определяется состоянием здоровья ребенка и степенью адаптации функциональных систем. При хронических заболеваниях (пороки сердца, бронхиальная астма, полиомиелит и др.), задача реабилитации состоит не только в достижении состояния максимальной компенсаций функций больного органа, но и в поддержании состояния этой компенсации. Такие дети продолжают оставаться на диспансерном учете в поликлинике, врачи которой наблюдают за состоянием здоровья ребенка (осмотр, анализы, функциональные пробы и т.д.). У таких детей реабилитация затягивается на определенный срок, перемещаясь с возвращением к первому и второму этапам в периоды обострения. Реабилитационная программа в сжатом виде фиксируется в специальной карте.

 

Оцените статью
Официальный сайт Администрации МР "Кизилюртовский район"