Решение от 11.03.2022 г., гр. дело №2-182/2022 «Об устранении нарушений требований санитарного законодательства с. Стальское»

Решение от 11.03.2022 г., гр. дело №2-182/2022 «Об устранении нарушений требований санитарного законодательства с. Стальское»

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2022,  районный суд РД

в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,

при секретаре Нурмагомедовой Т.М.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании в Кизилюрте гражданское дело по исковому заявлению ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизилюрте к МУП ЖКХ «Исток», МО СП «сельсовет Стальский» Кизилюртовского района, администрации МР «Кизилюртовский район» об устранении нарушений требований санитарного законодательства,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизилюрте обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга потребителей к МУП ЖКХ «Исток», МО СП «сельсовет Стальский» Кизилюртовского района, администрации МР «Кизилюртовский район» об устранении нарушений требований санитарного законодательства. При этом истец ссылается на то, что для хозяйственно-питьевых целей населению МУП ЖКХ «Исток» село Стальское вода подаётся из водовода 1020 мм Миатли-Махачкала идущего от источника — Миатлинское водохранилище, без очистки и обеззараживания.

С учетом качества воды канала и требуемой степени ее обработки для доведения до требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», таблица 3.5 глава III., вода с водовода 1020 мм Миатли-Махачкала и водоисточник Миатлинское водохранилище могут быть использованы как источники питьевого водоснабжения при обязательном проведении следующих мероприятий: при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, об их соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ст.18 п.3 ФЗ№ 52 от 30.03.1999 г «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» и ФЗ №416 от 07.12. 2011года «О водоснабжении и водоотведении», п.3 ст.23), а также отстаивания, коагуляции, очистки и обеззараживания подаваемой населению воды. Вопреки предъявляемым требованиям вода подается, без очистки и обеззараживания. Санитарно-техническое и санитарно-гигиеническое состояние водопроводной сети населённого пункта с.с. Стальское, Новостальское и Шушановка неудовлетворительное и как результат, отмечаемые многочисленные прорывы по ходу. Вышеуказанное создает реальную угрозу подсоса нечистот в водоразводящую сеть и возникновения групповой и вспышечной заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ). Вновь застраиваемые кварталы в населенных пунктах входящих в состав МО СП «село Стальское» практически без питьевой воды как результат отсутствия работы органа местного самоуправления по решению предварительного, т.е. до выделения под индивидуальное жилищное строительство домов прокладка инженерных сетей для водообеспечения населения.

Тем самым, МУП ЖКХ «Исток» село Стальское не в полном объеме представляет коммунальные услуги населению своего поселения в качественном отношении, что противоречит требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г. На сегодняшний день, вода населению продолжают подавать без очистки и обеззараживания.

Этим же действиями, МУП ЖКХ «Исток» село Стальское нарушает права потребителей (ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ: отклонения состава и свойств холодной воды от санитарных норм и правил не допускается.

Согласно ст. 542 ГК РФ: качество подаваемой энергии (в данном случае воды) должна соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (водоснабжения); в случае нарушения энергоснабжающей организацией (в данном случае — подача воды в с.с. Стальское, Новостальское и Шушановка) требований, предъявляемых к качеству воды, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии (т.е. оплаты воды).

Более того в соответствии с решением собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» от 25.12.2020г. №РС О порядке полномочий по решению вопроса местного значения и приложение к решению собрания депутатов МР «<адрес>» согласно имеющегося Соглашения №01-396/23 от 20.02.2021 г. о передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального района по решениям вопросов местного значения органов местного самоуправления муниципального поселения «сельсовет Стальский» в т.ч. вопрос обеспечения населения водой безопасной и надлежащего качества является одним из тех, что должны решать органы местного самоуправления, однако из года в год вопросы приведения в соответствие с требованиями санитарных правил и норм объектов водоснабжения и подаваемой для питьевых нужд воды остаются не решенными.

В нарушении п.6,ст.23. ФЗ №416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», несмотря на то, что ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г Кизилюрт направлялись уведомления о качестве воды по результатам государственного санитарного надзора и производственного контроля (в соответствии с п.5.ст.23 ФЗ №416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» не разработано техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учёта мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Также не разработан и не согласован с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в Кизилюрт план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Разработана, но не реализуется инвестиционная программа по приведению качества питьевой воды в соответствии с гигиеническими требованиями.

В соответствии с ФЗ №416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» статья 40. Инвестиционные программы.

Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления.

Инвестиционная программа утверждается органом местного самоуправления.

Вопреки требованиям вышеуказанного ФЗ хотя и разработана и согласована с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> программа производственного контроля качества питьевой воды подаваемой населению и производственный контроль не осуществляется в полном объеме, что практически не позволяет дать оценку качеству и безопасности самой питьевой воды и является нарушением ст. 25 п.п. 2 и 5 ФЗ №416 от 07.12.11г. «О водоснабжении и водоотведении» не разработана программа производственного контроля за питьевой водой на 2022-2026гг.

Вышеизложенные недостатки по обеспечению населения безопасной в эпидемиологическом отношении хозяйственно-питьевой водой продолжают иметь место из года в год ввиду недостаточного финансирования.

В соответствии с статьей 23 ФЗ №416 от 07.12.11 «О водоснабжении и водоотведении».

п.1. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

п.2. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

п.7. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

В соответствии «Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ (производственных программ) организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» раздел 5 п.37, п.39), утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2017г. № 641 План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями разрабатывается и согласовывается регулируемой организаций с территориальным органом Роспотребнадзора до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии с Законом РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги):

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свобода являются высшей ценностью.

В соответствии со ст.51 п. 1 п.п.2 ФЗ №52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 46 закона РФ 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», в котором в частности указано, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) противоправными в отношении неопределённого круга потребителей и о прекращении этих действий. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.51 п.1 п.п.2 ФЗ №52 от 30.03.1999 «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 46 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 года.

В соответствии с ч.2 ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей», Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей.

В соответствии с частью 1 статьи 333.35 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета.

Представитель истца — Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в городе Кизилюрте в суд для участия в рассмотрении дела не явился, от него поступило в котором он указывает, что свои исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить.

Представитель МУП ЖКХ «Исток» в суд для участия в рассмотрении дела не явился, от него поступило письменное заявление, в котором он просит рассмотреть дело без его участия.

Представитель администрации МР «<адрес>» в судебное заседание не явился, от него поступили возражения на исковое заявление, в котором он указывает, что исковые требования не признает, ссылаясь на то, что в соответствии с ч.4 ст.15 ФЗ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Решением Собрания депутатов МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.4-07РС утверждено Соглашение №б/224 (ДД.ММ.ГГГГ), о передаче органами местного самоуправления муниципального района «<адрес>» части полномочий по решению вопросов местного значения органу местного самоуправления сельского поселения «сельсовет Стальское», в том числе полномочий по решению вопросов местного значения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения.

Указанное соглашение не расторгнуто, не оспорено в судебном порядке и в соответствии с нормами ФЗ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» являются действующими.

Просят признать администрацию МР «<адрес>» ненадлежащим ответчиком и в удовлетворении исковых требований отказать полностью. В последующем от представителя этого ответчика Рамазанова М.Т. поступило заявление, в котором он указывает, что просит рассмотреть дело без его участия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: для хозяйственно-питьевых целей населению МУП ЖКХ «Исток» <адрес> вода подаётся из водовода 1020 мм Миатли-Махачкала идущего от источника — Миатлинское водохранилище, без очистки и обеззараживания.

С учетом качества воды канала и требуемой степени ее обработки для доведения до требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», таблица 3.5 глава III., вода с водовода 1020 мм Миатли-Махачкала и водоисточник Миатлинское водохранилище могут быть использованы как источники питьевого водоснабжения при обязательном проведении следующих мероприятий: при наличии санитарно эпидемиологического заключения, об их соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ст.18 п.3 ФЗ№ 52 от 30.03.1999 г «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» и ФЗ №416 от 07.12. 2011года «О водоснабжении и водоотведении», п.3 ст.23), а также отстаивания, коагуляции, очистки и обеззараживания подаваемой населению воды. Вопреки предъявляемым требованиям вода подается, без очистки и обеззараживания. Санитарно-техническое и санитарно-гигиеническое состояние водопроводной сети населённого пункта с.<адрес>, Новостальское и Шушановка неудовлетворительное и как результат, отмечаемые многочисленные прорывы по ходу. Вышеуказанное создает реальную угрозу подсоса нечистот в водоразводящую сеть и возникновения групповой и вспышечной заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ). Вновь застраиваемые кварталы в населенных пунктах входящих в состав МО СП «<адрес>» практически без питьевой воды как результат отсутствия работы органа местного самоуправления по решению предварительного, т.е. до выделения под индивидуальное жилищное строительство домов прокладка инженерных сетей для водообеспечения населения.

В соответствии с положениями ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Таким образом, доводы ответчика — администрации МР «<адрес>», изложенные в возражениях к иску, не могут быть приняты во внимание, поскольку при передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения на исполнение в администрацию МО СП «сел. Миатли», необходимо выделить достаточные финансовые средства для обеспечения исполнения этих полномочий. Из материалов дела усматривается, что администрация МР «<адрес>» не обеспечило достаточное финансирование переданных полномочий, в связи с чем на этого ответчика должно быть возложена обязанность по обеспечению полного финансирования мероприятий, в проведение которых необходимо для обеспечения населения качественной питьевой водой.

Таким образом, требования административного истца обоснованы представленными им доказательствами и основаны на законе, в связи с чем суд находит их подлежащими удовлетворению.

 

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

Признать противоправным бездействие МУП ЖКХ «Исток», Администрации СП МО «сельсовет Стальский» Кизилюртовского района РД и Администрации МР «Кизилюртовский район», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст.ст.18, 19, 21 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 23, 25, 40, 41 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Обязать МУП ЖКХ «Исток», Администрацию СП МО «сельсовет Стальский» Кизилюртовского района РД принять меры по устранению нарушений санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения населения этого сельского поселения, а именно:

— Обеспечить исполнение программы производственного контроля по объему, номенклатуре и периодичности исследований, в соответствии утвержденной программой (п.77 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21) на базе лаборатории аккредитованной в системе Росаккредитации,    предусмотренное    утверждённой рабочей программой по осуществлению производственного лабораторного контроля, разработать программу производственного контроля за питьевой водой, согласовать программу с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в городе Кизилюрте и утвердить на 2021-2026гг.

— установить зону отчуждения и обеспечить строгое соблюдение санитарно-защитной полосы (строгого режима) магистральных водоводов начиная от врезки к водоводу «Миатли-Махачкала» и на всем протяжении магистрали не менее 10 метров по обе стороны в соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжении и водопроводов питьевого назначения», на территорию подпадающую по санитарно-защитную полосу получить кадастровые документы, как на территорию с особым режимом эксплуатации.

— в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 статьи 23 ФЗ №416, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом Роспотребнадзора, в срок до 1 июля очередного года.

— не реже 1 раз в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте гарантирующей организации в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории сельского поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (часть 10 статьи 23, часть 11 статьи 24 ФЗ №416-ФЗ)

— обеспечить бесперебойную подачу воды на питьевые и хозяйственно-бытовые цели (максимальные сроки перебоя подачи воды не более 8 часов в месяц) в соответствии положения о представлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 года.

— в течение 2-х часов по телефону или в течении 12 часов в письменной форме информировать территориальный орган Роспотребнадзора о факте несоответствия качества холодной воды установленным требованиям в соответствии с п.22 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года №10 «Об порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», п.78 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

— довести решение суда до потребителей через СМИ в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.

Обязать МР Кизилюртовский район обеспечить в полном объеме финансирование мероприятий для исполнения решений суда по приведению в соответствии с гигиеническими требованиями объектов водоснабжения и водоотведения.

Обязать Администрацию СП МО «сельсовет Стальский» Кизилюртовского РД и Администрацию МР «Кизилюртовский район» довести решение суда до потребителей через СМИ в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Председательствующий:

 

 

 

 

 

Оцените статью
Официальный сайт Администрации МР "Кизилюртовский район"